ФЗ № 1043652-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и статью 24-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (в части расширения перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений)

Внесён: 26 октября 2020
Последнее событие: Рассмотрение законопроекта в первом чтении, 10 февраля 2021
Последнее решение: представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении

Стенограммы по законопроекту №1043652-7

Заседание №340

10.02.2021

О проекте федерального закона № 1043652-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и статью 24-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (в части расширения перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений)".

Тогда 26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной

пенсии в Российской Федерации" и статью 24-1 Федерального закона "О

негосударственных пенсионных фондах" (в части расширения перечня инструментов

для инвестирования средств пенсионных накоплений)". Докладывает Антон

Александрович Гетта.


ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буду максимально краток,

но если будут вопросы, тогда на них отвечу.


Законопроект предусматривает изменения, обеспечивающие возможность

инвестирования средств пенсионных накоплений в так называемые клиринговые

сертификаты участия и в депозиты небанковских кредитных организаций,

осуществляющих функции центрального контрагента. Это даёт один существенный

плюс - повышение доходности от размещения пенсионных накоплений при

сохранении высокого уровня надёжности.


Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта, замечаний

нет. Правительство поддерживает законопроект, но с замечаниями, которые будут

учтены ко второму чтению. Прошу от комитета поддержать данный законопроект в

первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли вопросы? Есть.


Включите режим записи на вопросы.


Покажите список.


Коломейцев Николай Васильевич.


КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Антон Александрович, скажите, пожалуйста, это

будет вид ценных бумаг? Где они будут регистрироваться, кто их будет

контролировать и кто будет оперировать ими?


ГЕТТА А. А. Да, Николай Васильевич, это такой набор ценных бумаг,

высоконадёжных валют. Этот инструмент в 2016 году Центробанк запустил, и на

сегодняшний день, я специально посмотрел, было инвестировано 75 триллионов

рублей, это составляет 18 процентов от объёмов операций на всём денежном

рынке Московской биржи, и не было ни одного случая сбоя.


Ну а что это даст при разрешении инвестировать пенсионные накопления? Это

даст увеличение дохода по этим ставкам. Опять же специально сегодня

посмотрел: именно по этому инструменту, по краткосрочным депозитам, ставка

4,2 процента, а по депозитам просто крупнейших банков - 3 процента. Ещё раз

обращаю внимание: говорю про краткосрочные депозиты. Так что это такая

корзина самых что ни на есть надёжных инструментов инвестирования, которые

Центробанк защищает, и мы предлагаем разрешить инвестировать в них пенсионные

накопления.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович по ведению.


СКРУГ В. С. Александр Дмитриевич, извините, можно вопрос задать?


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задавайте.


СКРУГ В. С. Антон Александрович, может, в этот законопроект включить пункт, в

котором запретить нашим банкам играть на бирже? Они должны заниматься своим

прямым делом, выполнять непосредственное предназначение, выделять кредиты для

людей, для предприятий, а они большинство денег забирают из регионов в

Москву, играют на бирже, получают оттуда доходы. И чтобы ни говорил

Центробанк о том, что снижаются процентные ставки, - по всем кредитам,

которые раньше были выделены, не пересматриваются процентные ставки, есть и

12, и 10... (Микрофон отключён.)


ГЕТТА А. А. Мы готовы отдельно с вами обсудить этот вопрос, но скажу одно:

наши банки являются коммерческими организациями, и им и нужно заниматься тем,

что получать доход. Когда речь идёт о бюджетах, когда речь идёт о накоплениях

граждан, мы с вами, как законодатели, делаем всё, чтобы эти инвестиции были

защищены. И вот здесь мы тоже предусматриваем, что рейтинг организации,

которая будет заниматься такого рода, должен быть не менее ААА, российский

рейтинг, - ну, это, в общем, уже такие, банковские понятия. А что касается

вашего предложения, давайте отдельно в рамках других законопроектов обсудим.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.


Включите режим записи.


Покажите список.


Лященко Алексей Вадимович.


ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".


Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует его к принятию

Государственной Думой в первом чтении.


Спасибо за внимание.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.


ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает концепцию данного

законопроекта и не рекомендует его к принятию. Почему?


Мы очень критично относимся ко всей этой истории с накопительными пенсиями.

Вся демагогия про накопительные пенсии на протяжении последних 20 лет, по

сути, убрала в сторону содержательную дискуссию о том, как обеспечивать

реальное повышение пенсий граждан. На сегодняшний день в пенсионные фонды

отвлечена сумма порядка 4 триллионов рублей - с точки зрения пенсионного

обеспечения людей это ерунда, и опыт других стран мира показывает, что

накопительные пенсии работают лишь в случае, когда их доля составляет порядка

70-80 процентов ВВП, а не 4, как у нас. Но с точки зрения объёмов, которые

изъяты из Пенсионного фонда, по сути дела, - часть пенсионных отчислений была

уведена в НПФ, - это вполне приличные объёмы.


Повторю, что на текущий период из 40 миллионов человек, которые в России

получают пенсии, менее 100 тысяч получают их по модели пенсионных накоплений,

то есть вся эта конструкция, по сути, рассчитана на то, чтобы частный

капитал, частный бизнес извлекал прибыль за счёт того, что в обычную

солидарную систему деньги не поступают. Мы не возражаем против добровольной

модели пенсионных накоплений (если у человека высокая заработная плата - бога

ради), но делать это в том формате, в каком придумал в своё время Зурабов и

продолжает 20 лет - колхоз "20 лет без урожая" - делать уважаемая "ЕДИНАЯ

РОССИЯ", мы считаем порочным, поэтому данный законопроект мы не поддерживаем.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.


Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик?

Содокладчик? Нет.


Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной

пенсии в Российской Федерации" и статью 24-1 Федерального закона "О

негосударственных пенсионных фондах" (в части расширения перечня инструментов

для инвестирования средств пенсионных накоплений)", пункт 26.


Включите режим голосования.


Покажите результаты.


РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 01 сек.)

Проголосовало за 307 чел.68,2 %

Проголосовало против 0 чел.0,0 %

Воздержалось 11 чел.2,4 %

Голосовало 318 чел.

Не голосовало 132 чел.29,3 %

Результат: принято


Принят в первом чтении.